Автор: ЗАВГОРОДНЯЯ Дарья
Имя Алексея Иванова бередит сердца маститых литературных критиков, деятелей культуры и простых книгочеевПисатель Алексей Иванов
Любой читатель найдет себе усладу в его книгах - и ветреная фанатка Иоанны Хмелевской, и суровый адепт Джеймса Джойса. Тексты Иванова вкусны и многослойны, как торт: там и культурно-исторический контекст, и мифология, и психология-философия. Павел Лунгин взял его сценарий в основу своего «Царя», а телеведущий Леонид Парфенов, заслышав про уральский телепроект Иванова «Хребет России», принял идею на ура. Теперь фильм идет по телику, романы Иванова издаются и переиздаются в столице. Сам писатель принципиально живет в Перми и в Москву не хочет.
...
Чего мы боимся
- К массовой культуре нельзя относиться пренебрежительно. Массовая культура - база для высокой культуры, как для Гомера базой был фольклор. Нынешний Гомер - Пелевин, берет явления массовой культуры и прокручивает через мясорубку буддизма. И мы получаем убийственно-ехидный диагноз обществу... Все общественные мнения отражаются в первую очередь в масскульте. Люди боятся машин, новых фантастических технологий - и это отражается в «Терминаторе». Боятся, что ближний вдруг превратится в чудовище, - и это отражается в «Чужих». Когда Московский метрополитен был гордостью страны, туда водили гостей, а сейчас, с духотой, давкой и воровством, он стал пугать - и тотчас появилось «Метро» Глуховского.
- А «Дозоры» - это что?
- В них главный культурный герой нашей эпохи - вампир. В 30-е героями были стахановцы, и снимали кино «Кубанские казаки». В 60-е - физики и лирики, и кино было про них. А сейчас Бекмамбетов очень тонко уловил ситуацию. Успех «Дозоров» не в спецэффектах, которые есть много еще где, а в образе Москвы вампирской.
- А почему вампир? Типа кровь народную пьет?
- Дело не в крови. Комары и клопы тоже сосут кровь, но кто их боится? Дело в художественном образе. Классический вампир - Дракула. Он вроде бы мужчина и должен вести себя соответственно - открыто биться с врагом на мечах. Но он ведет себя как женщина - убивает поцелуем, нападает внезапно. В этом разница между «мужским» принципом - «за плату получаю удовольствие» и «женским» - «за удовольствие получаю плату». Согласитесь, что представить вампиром Шварценеггера невозможно. Вампир - женственный мужчина. Эдакий метросексуал. Искажение мужской сути. Дракула - образец гламура. И Бекмамбетов, пусть и в качестве шутки, но очень злой шутки, выставил вампирами весь бомонд...
Полная версия статьи на volgograd.kp.ru