Едва солнце начинает пригревать, красноярцы тянутся к природе. Особенно велика эта тяга после такой холодной, тяжёлой и беспросветной зимы, как в этом году. Но как только в лесу появляются первые проталины, на них оживает клещ. Вампиром его делает один из самых мощных инстинктов — продолжения рода. Кровь необходима клещу для сохранения потомства.
Вирус всемогущийКаждый знает, что, кроме очень болезненного ощущения, укус клеща может «одарить» человека целым букетом вирусов, самый страшный из которых — клещевой энцефалит.
Болезнь эта очень коварная, и хотя сегодня умирают от неё единицы (6–8 человек в год), далеко не все спасённые возвращаются к нормальной жизни.
— Кто-то из болезни выходит легко, у кого-то остаются последствия, парализация. Процент тех, кто становится инвалидом, велик. Основная причина — позднее обращение, когда лечение уже не помогает, — врачи лечат, но помочь уже не могут, — говорит врач-эпидемиолог отделения иммунопрофилактики красноярского Центра СПИД Галина ЗАРЯНКО. — Есть даже понятие хронического клещевого энцефалита.Нам известны два таких случая, один из заболевших — ребёнок. Специалисты уже не знают, как его лечить, процесс течёт бесконечно.
Остаться в живых
Врачи повторяют, что ни смерть от коварного вируса, ни инвалидность не грозят людям, прошедшим вакцинацию. Схем вакцинации две. Основная — когда первая прививка делается осенью, а следующая — спустя 5–7 месяцев. Это самая лучшая схема. Потому что спустя две недели после второго укола человек защищён уже на 99,9%. Но на один сезон. Комплексная защита появляется после третьей дозы вакцины — через год. Только тогда человек может быть уверен, что он полностью защищён.
После этого каждые три года для поддержания иммунитета против энцефалита необходимо делать по одному уколу.
У этой схемы вакцинации есть только один минус — время, в течение которого надо помнить о необходимости ревакцинации. К тому же в октябре-ноябре, когда сезон отдыха на природе и активности клещей уже закончился, многие забывают об угрозе укуса заражённого клеща. Вспоминаем мы об этом обычно в марте, когда появляются сообщения о первых пострадавших от лесных вампиров.
— Учёные и об этом подумали, и сегодня существует схема, которая может подготовить иммунитет быстро, — продолжает Галина Зарянко. — По ней мы можем поставить две дозы вакцины весной с интервалом уже в один месяц. Но вторая прививка должна быть поставлена за две недели до выхода в лес. Потому что нужно время для выработки необходимых антител. И не стоит тянуть до мая с вакцинацией по экстренной схеме. Лучше всего спланировать её заранее и привиться в феврале, затем в марте. Но опять же полной защита станет после третьей дозы.
Это не прививка
В быту распространено мнение, что человек, перенёсший энцефалит, получает к нему иммунитет на всю жизнь. Но практика показывает, а врачи настаивают, что клещ не может «сделать прививку». Разновидностей вирусов клещевого энцефалита очень много, и переболеть им можно несколько раз, предупреждают эпидемиологи:
— Это не корь. Даже если человек перенёс клещевой энцефалит, ему всё равно надо провести вакцинацию.
Энцефалитом могут заболеть и привитые люди. Но, во-первых, этот процент очень низкий и болеют они в гораздо более лёгкой форме. К тому же есть гарантия, что человек останется жив и не станет инвалидом. Даже у человека, сделавшего прививку с нарушением схемы или прошедшего неполную схему вакцинации, появляется защита, и он после укуса энцефалитного клеща останется в живых.
— Человек — уникальное изобретение природы, которое само себя защищает. Но специфической защиты от энцефалита у нас нет, её мы создаём с помощью вакцин, — поясняет Галина Александровна. — На антиген, присутствующий в вакцине, организм вырабатывает антитела, и они всегда имеются в нашем организме. Пока нет контакта с антигеном, их небольшое число. Но как только человека кусает клещ с вирусом, организм начинает их вырабатывать в таком количестве, чтобы на каждый антиген было своё антитело.
Легче предупредить…
По словам главного эпидемиолога Красноярска Натальи БАХАРЕВОЙ, клещи являются переносчиками многих инфекций: клещевого риккетсиоза, клещевого бореллиоза, лихорадки Ку, эрлихиоза и других.
— В том числе тех, которые нам ещё не известны. Вакцины для профилактики подавляющего большинства из этих инфекций в России нет, — предупреждает Наталья Бахарева.
К счастью, перечисленные инфекции не так опасны, как клещевой энцефалит, и смертельных исходов от них пока не отмечено. Но, как известно, предупредить болезнь всегда легче и дешевле, чем лечить. Поэтому лучше всего использовать все доступные методы защиты.
СПРАВКА
Специфических противовирусных препаратов для лечения клещевого энцефалита нет, с момента его открытия в 1937 году лечение симптоматическое. Стоимость лечения в остром периоде 30–50 тысяч рублей, у 30–80% переболевших имеются осложнения, в основном в виде вялых параличей верхних конечностей, которые требуют 1–2 курсов лечения до конца жизни.