Сергей Бережной
"Наша семья - это странное нечто..."
"Семейство Аддамсов"
("The Addams Family", 1991)
"Семейные ценности Аддамсов"
("Addams Family Values", 1993)
Режиссер: Барри Зонненфельд
В ролях: Рауль Хулиа, Анжелика Хьюстон, Кристофер Ллойд, Кристина Риччи, Джимми Уоркман, Карел Стрюйкен
--------------------------
Именно после этого фильма я и заценил режиссера Барри Зонненфельда.
Один из самых устойчивых стереотипов американского кино - ксенофобия. Неприятие всего, что не похоже на "среднего американца", стало расхожим мотивом. Некоторые фильмоделы этот стереотип культивируют, некоторые - эксплуатируют. Кое-кто проявляет озабоченность. И только Барри Зоненфельд решился с ним покончить.
После "Семейства Аддамсов" оставаться ксенофобом просто непристойно.
Аддамсы - живое воплощение второй по значимости христианской заповеди "возлюби ближнего, как самого себя". Они любят друг друга точно в той же степени, что и других. То, что эта любовь отличается от общепринятого о ней, любви, представления, не значит, в общем, ничего - в конце концов, любовь разная бывает и границы этой "разности" никто до сих пор не установил. Аддамсы никогда не делают другим того, что сами бы не восприняли от других с восторгом - не это ли ключ к счастью и гармонии?
Однако гармонии не получается. "Остальные" почему-то не разделяют христианских идей. Странные они, эти люди - не любят, чтобы их грабили и пытали, но сами считают допустимым это делать в отношении Аддамсов! Но даже здесь великолепные Аддамсы поступают по-христиански и с радостью подставляют недругам противолежащую щеку.
Так кто же здесь, извините, монстры - Аддамсы, живущие в гармонии с окружающим миром, или окружающий мир, который не в силах стерпеть подобную гармонию?
Кстати, почему не в силах? В основном потому, что Аддамсы не такие, как все. Странные они какие-то. И слишком богатые...
Вот.
Да, я ничего не сказал об актерских работах Рауля Хулиа, Анжелики Хьюстон и Кристофера Ллойда. И не скажу. А знаете, почему?
Просто нет слов.
------------------------
Редкое продолжение сравнимо с первоначальным фильмом. Вопреки этому общеизвестному правилу, Барри Зонненфельд снял продолжение своего "Семейства Аддамсов" с тем же блеском.
Вновь внешний мир вторгается в исполненный гармонии мир Аддамсов. На этот раз ему угрожает чуждая эстетика. Вернее, чуждый им вкус. Точнее, отсутствие вкуса. В общем... что это я все вокруг да около? - Аддамсы столкнулись с КИЧУХОЙ.
Кич - это даже для человека страшно. А для Аддамса это вообще смерть. Все эти экологические розовенькие пупсички на открыточках, пушистенькие кисочки с кремовыми бантичками, конфетненькие жестяночки с Микки Маусом и занавесочки с бахромой. Это то, что должно нравиться всем. Порядочные американцы любят именно это.
Аддамсы - не все. Они выпадают из общего ряда. Они - меньшинство, которое смеет оставаться самобытным и не поддаваться на призыв "быть как все". В течение всего фильма агрессивный кич пытается подмять Аддамсов, привести их к общему знаменателю. Но они не могут быть "как все" и - как и бессмертный Мюнхгаузен в фильме Горина-Захарова - не мыслят себя "такими как все". И больнее всего для них отступничество человека, которого они всегда считали своим. Для Мюнхгаузена - отступничество Марты. Для Аддамсов - отступничество Фестера...
Но нравственные ценности Аддамсов, воспринимаемые окружающими в штыки, все равно сильнее. А все, что выходит за рамки этих ценностей, оказывается фальшивкой.
А потому - да здравствуют нравственные ценности Аддамсов!
Рауль Хулиа, Анжелика Хьюстон и Кристофер Ллойд - актеры с редчайшим даром командной работы. Их сыгранность просто поражает. Поэтому я совершенно уверен, что продолжения "Семейства Аддамсов" от Зонненфельда не будет уже никогда.
Безвременная смерть Рауля Хулиа поставила траурную точку в истории этого цикла.
Материал был написан в 1998 году