Дж. Гордон Мэлтон "Энциклопедия вампиров"
Вампиры в разных странах
АФРИКА И ВАМПИРЫ
Не замечено, чтобы вера в вампиров играла значительную роль в сложной мифологии африканских народов. Монтегю Саммсрс в своем обзоре 1920 года о вампиризме в мире не смог найти более двух примеров: асасабонсам и обайфо. Со времен Саммерса мало кто занимался исследованием вампиризма в африканских верованиях.
Обайфо, неизвестное Саммерсу имя, данное народностью ашанти западноафриканскому вампиру, который вновь появлялся под подобными же именами в мифологии большинства соседних племен. Например, среди дагмейцев вампир был известен как асиман. Обайфо была колдуньей, которая тайно проживала в общине. Процесс превращения в колдунью был постепенным и обусловлен генетически. Невозможно было определить, кто может оказаться колдуньей. Тайно колдунья могла покинуть тело и путешествовать в ночи как раскаленный шар света. Колдуньи нападали на людей, особенно на детей, и высасывали их кровь. Они также обладали способностью высасывать сок из фруктов и овощей.
Асасабонсам — вид вампирического чудовища, обнаруженный в фольклоре народности ашанти из Ганы, западная Африка. В кратком описании, данном Р. Сузерлэд Рэтрей, асасабонсам напоминает по своему облику гуманоида и отличается набором железных зубов. Живет в чаще леса и встречается редко. Сидит на верхушках деревьев, свесив ноги и использует свои крючкообразные стопы для ловли тех, кто проходит мимо.
Работая среди племен дельты реки Нигер, Артур Глен Леонард обнаружил легенду о том, что колдуньи оставляют свои дома но ночам для встреч с демонами, на этих встречах и подготавливаются заговоры об умерщвлении соседей. Умерщвление осуществлялось «постепенным высасыванием крови жертвы какими-то невидимыми сверхъестественными средствами, воздействие которых на жертву было незаметно для окружающих». Среди народности ибо было поверие, что процесс высасывания крови происходит настолько умело, что жертва чувствует боль, но не может установить физическую причину этого, даже на грани фатального исхода. Леонард верил, что колдовство было в действительности утонченной системой отравления (такое же колдовство имело место в средневековой Европе).
П. Амори Тальбо, работая среди племен в Нигерии, обнаружил весьма распространенное влияние колдовства, а самой ужасной силой, приписываемой колдунам, было высасывание сердец жертв, которые абсолютно не осознавали происходящего. Колдунья могла сидеть ночью на крыше и осуществлять это высасывание при помощи магической силы. Часто считалось, что умерший от туберкулеза человек был жертвой такого колдовства.
Среди народа якё в Нигерии Дэрилл Фордэ обнаружил, что согласно верованию покинувшие тело ведьмы нападают на людей во время сна. Они могут высасывать их кровь, а результатом таких нападений являются оставшиеся язвы. Они могут действовать также как инкьюбасы/саккьюбасы, ложась на людей и душа их.
Практически любой человек, страдавший от каких-то болезненных состояний приписывал свои недомогания колдовству, и всякий, кто был обвинен в нем, был сурово судим различными судами и приговаривался к испытаниям. Объектами такого обвинения в основном являлись бесплодные женщины и женщины в возрасте пост-менопаузы. Вполне обычным приговором ведьмам было сожжение на костре. Мэлвилл Херсковиц и его жена Франс Херсковиц смогли найти след ведьмы/вампира, чье существование признавалось большинством западноафриканских пленен. Подобные же вампирические фигуры были обнаружены у народов Карибского бассейна: лугару - на Гаити, асема - в Суринаме и сукуян - в Тринидаде. Эти три вампира фактически идентичны, хотя были обнаружены в различных колониях: французской, голландской и английской. Обнаруженные у африканских народов представления о вампирах кажутся очевидным доказательством того, что общий исток мифологии о вампирах исходит из Африки. Эти знания были привнесены в западную культуру завозимыми рабами и укрепились за долгие десятилетия существования рабства.
Не так давно Джон Л. Веллутини, редактор «Журнала вампирологии» решительно взялся за исследование всего многообразия вампирологии в Африке. Результаты его открытий были суммированы в двух обширных статьях. Как и предварившие его исследователи, Веллутини не обнаружил в Африке вампиризм в буквальном его понимании. Однако он доказывал, что под поверхностью африканских верований в колдовство, можно обнаружить много материальных аналогов восточноевропейскому или славянскому вампиру. В африканской культуре ведьмы рассматриваются как могущественные существа, наделенные множеством способностей, включая способность к трансформации в различные животные формы. Используя свою силу, они занимаются каннибализмом, а также поеданием трупов и вампиризмом. Эти действия обычно завершают акты психического вампиризма, а не физического насилия. Например, Томас Винтерботтом, работая в Сьерра-Леоне в 60-е годы, отмечал:
«Предполагается, что человек, убитый посредством колдовства, умирает либо от яда, подмешанного или введенного ему ведьмой, или же последняя, принимая облик какого-то животного - кошки, крысы - ночью высасывает кровь из маленькой, неприметной ранки, из-за чего возникает затяжная болезнь или смерть». Таким же образом колдунья народности ашанти - обанфо - пила кровь детей, вылетая по ночам в своем духовном теле. Среди народности га, М. Д. Филд узнал, что ведьмы собирались вокруг бэйси, определенного вида горшка, в котором находилась кровь их жертв, хотя если бы кто-то посмотрел в него, он увидел бы лишь воду. Фактически считалось, что эта жидкость содержит жизненную силу, которую они забрали у своих жертв.
Подозреваемые в колдовстве люди подвергались испытаниям, а при установлении виновности — казни. Способы испытаний, принятые некоторыми племенами, обнаруживают удивительное сходство с подобными же методами, применяемыми для обнаружения вампиров в Восточной Европе. Например, в одном племени казнь начиналась с того, что язык приговоренного вытаскивался и пришпиливался к подбородку колючкой (таким образом карающие защищались от последнего проклятия). Затем ведьму убивали: либо протыкая заостренным колом, либо сажая на кол. В некоторых случаях голову отделяли от тела, а тело сжигали или оставляли в лесу на растерзание хищникам.
Еще одна аналогия с практикой европейского колдовства обнаружена в способах идентификации покойного лица в качестве колдуна. Тело обвиняемого в колдовстве выкапывается из земли и исследуется на наличие следов крови вокруг, тление и ненормальное вздутие тела. Могила истинной ведьмы непременно бы имела отверстие в земле, которое бы вело от тела к поверхности и которое ведьма могла бы использовать, чтобы выйти из земли в виде летучей мыши, крысы или другого маленького животного. Считалось, что ведьма может продолжать действовать и после своей смерти, а тело останется таким же, каким было в момент смерти. При разрушении тела дух не мог продолжать колдовство.
Ведьмы также обладали силой поднимать мертвых и ловить дух покойного, которого впоследствии превращали в привидение, тревожащее родственников покойного. Также широко распространенно в Западной Африке верование в изитфунтелу (известную под другими именами у других народов) — выкопанное из могилы тело, превращенное в раба ведьмы, выполняющего ее приказания. По сведениям, ведьма отрезала этому созданию язык, а в голову вкручивала колышек, вследствие чего оно становилось чем-то вроде зомби. Изитфунтела подобным же образом нападала на людей, гипнотизировала их, а затем вбивала в их головы гвоздь.
Веллутини пришел к выводу, что африканцы разделяют веру европейцев в существование определенного класса существ, над которыми не властна смерть и которые получают из могилы зловещую энергию. Как и европейские, африканские вампиры также часто происходили от людей умерших, проживших неправедную жизнь или совершивших самоубийство. В отличие от литературных вампиров, африканские вампиры были просто обыкновенными людьми, как и вампиры Восточной Европы.
Веллутини полагал, что африканские верования в колдунов и колдовство могли распространиться на весь мир, хотя антропологи и этнологи не сталкивались с такими верованиями непосредственно до XIX иска. Но, безусловно, ответ на этот вопрос может быть найден только при исчерпывающем исследовании и сопоставлении фактов различных теорий, например, предложенной Девендрой П. Вармой концепции азиатского происхождения верований в вампиров.