... Задолго до рождения таких классиков жанра, как Джон Полидори (автор опубликованного в 1819 году рассказа «Вампир») или создатель «Дракулы» Брэм Стокер, крестьяне долгими зимними вечерами рассказывали в одном ряду легенды о ночных крово-пийцах и о людях, превращающихся в волков. Причем такие предания бытовали не только в Европе, но и в Америке (у индейцев), и в Африке, и в Китае.
Насколько сейчас можно судить, мифы о вампирах возникли как производное от культа мертвых. Ведь, грубо говоря, вампир - это тот, кто «неправильно» умер и не переходит в мир иной, а вместо этого пьет кровь (то есть душу) живых, чтобы продолжать свое существование. Не зря самоубийц, отвергнувших данную Богом жизнь, в христианской Европе считали потенциальными кровопийцами. Легенды об оборотнях, в свою очередь, были тесно связаны с архаичными формами шама-низма (превращение в зверя - обычный «фокус» для жрецов и персонажей этого религиозного направления), либо являлись пережитком тотемного прошлого.
Поскольку происхождение и тех, и других мифов теряется в глубине веков, а сами легенды имеют много общего (оборотням часто приписывалась кровожад-ность, а вампирам - умение превращаться в животных), то можно было бы ожи-дать, что их «территории» в современной массовой культуре будут равнознач-ными. Но нет. Легенды о вампирах (вернее, конкретные мифы, связанные с име-нем правителя Валахии Влада Цепеша-Дракулы) показались создателям готичес-кого романа более «стильным» материалом, чем истории об оборотнях.
Древние замки, пышные одежды, церемонные проклятия... С «простонарод-ными» упырями ничего такого не связывалось, но «авторитет» Дракулы оказался сильнее подлинной традиции. С легкой руки Полидори и Стокера последующие литературные вампиры также тяготели к аристократизму и напыщенности, что делало их желанными героями многочисленных кинофильмов и телесериалов. Иногда они были жестокими, иногда - смешными, иногда - достойными сожаления, но всегда - стильными. А для визуального искусства это значит так много!
Оборотни при этом оставались на отшибе массовой культуры. Во-первых, леген-ды о них были хуже развиты сюжетно. Человека укусил зверь, и теперь он прев-ращается в волка - трагедия, но где тут сценарный конфликт? Просто конста-тация факта. То ли дело вампиры - люди, отвергнувшие жизнь ради вечной смер-ти, Даже из одного этого простого утверждения можно вывести немало сценар-ных конструкций. Во-вторых, как мы уже отметили, с художественной точки зре-ния оборотни смотрелись хуже. Волки, волосатые люди, сложный и часто смеш-ной грим, погони по темным лесам... Разве сравнится все это с великолепными замками и роскошными нарядами?
Конечно, фильмы об оборотнях выходили, но их популярность была ниже, чем у картин о вампирах. К тому же вокруг образов последних возникла целая «готи-ческая» субкультура с множеством течений и направлений. Оборотням о таком и мечтать не приходилось. Немудрено, что в фильмах с одновременным участием вампиров и вервольфов оборотни представали либо прислужниками кровопийц, либо их врагами. Жить в «равенстве и братстве» они явно не могли!
Источник: http://myhorrors.kominet.ru:8101/underworld/oborotni_i_vampiri.htm